Афоризмы - лекарство для души
Only the educated are free. Epictetus
специальное предложение
Мы предлагаем 5% скидку на обучение двум и более детям из одной семьи. В связи с десятилетием нашей школы в этом учебном году стандартные материалы для обучения предоставляются бесплатно.

Эффективная память. Часть 5

6-04-2014, 11:34

ЭФФЕКТИВНАЯ РАБОТА С АУДИО-, ВИДЕО- И ТЕКСТОВЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Работать с аудио- и видеоматериалом можно двумя способами. Можно просто расслабиться и слушать/смотреть, тренировать ухо на английскую речь, радоваться, что услышали знакомые слова, фразы, а то и целые предложения! Это тоже полезно. Но после такого прослушивания/просмотра можно поработать с материалом и более эффективно!

1. Захотите поработать с видео- или аудиоматериалом! Желание – это первое дело!Сделайте себе позитивный настрой. Если вы будете работать как из-под палки, с неохотой, то хороших результатов не будет. Помните, каждое упражнение, которое вы делаете, улучшает ваш английский язык.

2. Выбирайте материал, который вам НРАВИТСЯ. Очень много разнообразного материала вы найдете на сайте http://lingualeo.ru/

3. Выбирайте материал по своему уровню! Желательно, чтобы вы понимали большую часть увиденного/услышанного. ВАЖНО! Если вы не можете подобрать материал, обратитесь ко мне, я помогу!

4. Если аудио- или видеоролик небольшой (реклама, например, или песня), проанализируйте его полностью, если аудио- или видеоматериал объемный (фильм, аудиокнига и т.д.), выберите для анализа небольшой эпизод.

5. Вначале слушайте или смотрите ролик/эпизод без помощи субтитров. Слушайте несколько раз, пока не осознаете, что услышали максимум информации.

6. Можете записать то, что услышали, чтобы потом сравнить с субтитрами и понять свои ошибки в восприятии на слух. Так вы будете четко понимать, над чем вам нужно поработать, какие слова/фразы выучить и т.д.

7. Теперь подключайте субтитры. Слушайте и одновременно следите за субтитрами, чтобы в мозгу образовывались связи между услышанным и прочитанным.

8. Если какие-то слова/фразы непонятны, смотрите их в словаре. Вы должны четко понимать все, что говорится в ролике/эпизоде.

9. Отберите слова/фразы, которые хотите запомнить и выпишите их в словари нового образца. Запоминайте их по рекомендациям, которые изложены в лекции Эффективная память. Часть 2 https://www.youtube.com/watch?v=AousrSTBz28

10. Особое внимание обращайте на то, как слова стыкуются в предложении, как сочетаются прилагательные с существительными, наречия с глаголами, какие предлоги используются с глаголами, какое грамматическое время употребляется (если это время вам пока не знакомо, оставьте его «до лучших времен» или спросите меня). Старайтесь эти мелочи запомнить.

11. После того, как работа с субтитрами закончена, снова просмотрите/прослушайте ролик/эпизод без субтитров. Теперь вы должны абсолютно четко уловить каждое слово. Если не улавливаете, продолжайте работать с субтитрами.

12. Прослушайте ролик/эпизод с закрытыми глазами. Вы должны четко слышать каждое слово. Это упражнение улучшит ваши «слушательные» навыки.

13. Если вы работаете с песней, выучите ее и напевайте в свободное время!

14. Активно припоминайте просмотренный/прослушанный ролик/эпизод 3-4 дня, если нужно, просматривайте/прослушивайте несколько раз, чтобы лучше запомнить.


Примечание

Если вы работаете просто с текстом (читаете книгу или небольшие истории), то, в принципе, рекомендации остаются такими же, как и при работе с аудио- и видеоматериалами. Захотите! Выберите текст, который вам нравится. Выберите текст по своему уровню. Читайте, переводите непонятные слова/фразы и учите их по новым рекомендациям, обращайте внимание на грамматические мелочи. Постарайтесь текст пересказать (самому себе или мне).

 

СЛОВАРЬ НОВОГО ОБРАЗЦА


Необходимость словаря нового образца вызвана тем, что меня перестали устраивать безОбразные обычные словари с тремя колонками: слово-транскрипция-перевод. Их эффективность, на мой взгляд, незначительна, и работать с такими словарями неинтересно. На основании уже изложенных в предыдущих четырех лекциях принципах работы памяти я предлагаю следующую модель словаря.

1. Поставьте дату. Это нужно, чтобы от этой даты отсчитывать 3-4 дня активного припоминания запоминаемого материала.

2. Напишите слово (фразу или предложение), его транскрипцию (если слово читается не по правилам), значение (перевод) и нарисуйте к нему образ, который бы отображал и значение, и звучание слова. Например, для слова (хромой) можно нарисовать ламу на костылях. Лама отвечает за звучание слова, костыли – за значение. Проговорите слово несколько раз, одновременно представляя образ.

3. Напишите пример употребления слова/фразы, то есть запишите предложение, где оно вам встретилось. Это может быть строчка из песни, из диалога, предложение из текста или упражнения. В скобках укажите материал, из которого вы взяли пример (название песни, фильма, раздел учебника). Чем больше ассоциаций у вас будет с новым словом/фразой, тем лучше. Если новое слово/фразу вы встретили в видеоэпизоде, запомните интонацию актера, ситуацию, все, что поможет вам лучше записать новый материал в память.

4. Подберите к слову/фразе синоним или антоним. Не обязательно искать синонимы-антонимы в словаре, просто постарайтесь связать новое слово/фразу с тем, что у вас уже есть в памяти. Если синонимов-антонимов нет (я, например, не знаю синонимов-антонимов к слову ), ничего страшного, идем дальше.

5. Если есть возможность, разберите новое слово по составу, выделив приставку, суффикс, окончание, если таковые вообще имеются. Приведите примеры других слов, в которых встречаются эти словообразовательные элементы. Например, в слове famous (известный) можно выделить типичный для прилагательных суффикс –. Он также встречается в словах (отличный, эффектный) или (вкусный). Таким образом, вы организуете связи еще и на словообразовательном уровне! Надо сказать, что этот пункт также может оказаться незаполненным, так как многие английские слова состоят лишь из корня (например, lame).

6. Придумайте рифму к новому слову/фразе, желательно забавную. Мозг хорошо запоминает то, что рифмуется и «ритмуется»! Примитивная рифмованная фраза name имеет больше шансов остаться в памяти, чем просто слово lame.

7. Вспомните однокоренные слова к запоминаемому слову и нарисуйте «лексическое гнездо» так, как показано в образце. Это создаст еще больше связей нового материала со «старым». Например, многие знают слово «ламер» - lamer (безнадёжно невежественный пользователь), но немногие знают, что это слово происходит от слова – хромой (в разговорном английском – слабак!). Если слово для вас совершенно новое, можно поискать однокоренные слова в словаре, а можно пропустить этот пункт.


Разобранное и записанное таким образом слово имеет большие шансы остаться в вашей памяти навсегда. А если вы будете регулярно его припоминать, использовать и отмечать в текстовом, аудио- и видеоматериале, то забыть его будет практически невозможно! Да, на начальном этапе работа с таким словарем будет отнимать больше времени, но мои ученики уже отмечают, что с практикой времени на анализ слова тратится меньше, образы придумываются быстрее, а сам процесс записи слова в словарь становится интереснее и эффективнее!


 


 


 

 

Вернуться
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.