Афоризмы - лекарство для души
Only the educated are free. Epictetus
специальное предложение
Мы предлагаем 5% скидку на обучение двум и более детям из одной семьи. В связи с десятилетием нашей школы в этом учебном году стандартные материалы для обучения предоставляются бесплатно.

Эффективная память. Часть 3

18-03-2014, 21:05

Теперь мы перейдем к способам запоминания абстрактной и несвязной информации. Почему ее сложно запомнить? Потому что наш мозг приспособлен запоминать образную информацию, он приспособлен запоминать ассоциации, то есть связи между объектами и явлениями. Мозгу тяжело запоминать цифры, за ними не стоит никаких образов. Соответственно, тяжело запоминать исторические даты, номера телефонов, всякие таблицы и формулы. Нам также непросто запоминать энциклопедические сведения, географические названия и т.д., потому что они зачастую никак не связаны между собой. Как, например, могут быть связаны между собой названия 50 штатов Америки?

В запоминании подобной информации очень хорошо помогают мнемонические приемы.

Но перед тем, как начать о них говорить, я еще раз напоминаю: каким бы приемом вы не пользовались, вы должны выполнить уже изложенные выше рекомендации: захотите запомнить, сделайте себе хорошее настроение, сконцентрируйтесь!


МНЕМОНИКА (или МНЕМОТЕХНИКА) – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п.

Итак, что же такое современная мнемотехника?

Это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это экономия времени при запоминании – процесс запоминания полностью контролируется. Это сохранение запомненных сведений в памяти – то, что вы запомнили, вам больше не придется учить заново. Это мощная тренировка внимания и мышления. Это реальный шанс быстро освоить несколько новых специальностей и стать профессионалом в своей области. Это возможность пользоваться информацией: человек может применять знания только тогда, когда они находятся в голове. Это просто отличная гимнастика для мозга – мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался.

Основной принцип мнемотехники – запоминание от частей к целому. Чтобы запомнить список телефонных номеров, сначала нужно запомнить отдельные числа, затем отдельные телефонные номера, и только потом – список телефонных номеров. При запоминании текста, сначала фиксируется в памяти последовательность абзацев текста, затем в каждом отдельно взятом абзаце запоминаются точные сведения, содержащиеся в нем.

Основной инструмент мнемотехники – зрительный образ.

Основная операция мнемотехники – создание ассоциаций.

Мнемотехнические приемы бывают разные. Вначале мы рассмотрим приемы, помогающие запоминать информацию кратковременно. Допустим, вам нужно запомнить список покупок. Как это сделать эффективно? Конечно, самый эффективный способ записать и взять список с собой, а если список диктуют вам по телефону?

Один из самых древних приемов для кратковременного запоминания информации – метод Цицерона. Цицерон был древнеримским оратором. Ему нужно было запоминать длинные речи. И вот он использовал метод, суть которого в следующем.

Метод Цицерона основывается на естественных ассоциациях, то есть на связях, которые образовались в мозге естественным путем при регулярном восприятии зрительных образов, имеющих взаимосвязи.

Каждый человек регулярно видит одни и те же зрительные образы. Это предметы в квартире, офисе. Это объекты на улице, по которой вы часто ходите.

Так как связи между регулярно воспринимаемыми объектами уже существуют в вашем мозге, эти связи не нужно запоминать. Вы их и так помните. Следует лишь хорошо закрепить в памяти последовательность знакомых вам образов. Это делается путем их многократного припоминания.

 

Определите для себя последовательность помещений в вашей квартире или в офисе. Например, всегда вспоминайте помещения в следующем порядке: коридор, ванная, кухня, маленькая комната, большая комната.

Сосредоточьте внимание на каком-либо одном помещении. Например, вспомните коридор в своей квартире. Мысленно обойдите коридор по периметру (всегда в одном направлении – по часовой стрелке) и вспомните 5-10 разных объектов.

Проделайте то же самое в других помещениях вашей квартиры. Выделите по 5-10 образов в ванной комнате, на кухне, в маленькой комнате, в большой комнате.

В результате вы сможете последовательно вспоминать до 50 образов. Вспоминаете 10 образов в коридоре, затем переходите к припоминанию 10-ти образов в ванной, затем вспоминаете 10 образов на кухне и так далее.

Закрепите в памяти выделенные вами образы и их последовательность путем многократного ПРИПОМИНАНИЯ.

 

Важно!

Выделяемые вами зрительные образы НЕ ДОЛЖНЫ ПОВТОРЯТЬСЯ. Повторяться могут названия предметов.

Выделяйте образы, вспоминая их. Вам необходимо извлечь из мозга уже имеющиеся там связи.

Итак, вы запомнили последовательность предметов, и они будут служить вам опорными образами, на которые вы будете «вешать» информацию, которую вам нужно запомнить.

Например, вам нужно запомнить список покупок: лук, хлеб, масло, макароны, сахар, мыло, порошок, книга, ручка, перчатки. Чтобы запомнить их эффективно и в нужной последовательности, вам нужно мысленно соединить эти образы с опорными образами – предметами вашей квартиры.

Какими должны быть образы и как их правильно соединять.

Во-первых, образы должны быть КРУПНЫМИ, ДЕТАЛЬНЫМИ, ЦВЕТНЫМИ, ОБЪЕМНЫМИ. Это касается использования образов во всех мнемонических приемах!!!

Вы должны настолько четко уметь представлять образы, чтобы можно было их увеличивать-уменьшать, вращать, соединять, выделять части образа, видоизменять и трансформировать образ. Эти операции вы обязаны научиться делать легко, чтобы хорошо владеть мнемоническими приемами.

Итак, вы представляете и хорошо помните последовательность опорных образов – предметов в вашей квартире. Вы хорошо представляете образы из списка покупок. Теперь их нужно соединить, чтобы, вспоминая предмет квартиры, вы тут же по ассоциации смогли вспомнить предмет из списка покупок.

Правила образования связей

Представлять образы следует, по возможности, очень четко в воображаемом пространстве, примерно в метре от себя. Закрыты глаза при этом или открыты – не имеет значения. Большинство обучающихся мнемотехнике предпочитают образовывать связи между образами с открытыми глазами, зафиксировав взгляд на однотонной поверхности.

Представляемые образы должны быть достаточно крупными, но такими, чтобы их можно было приближать (увеличивать) или удалять (уменьшать).

Если вы к какой-либо части образа привязали образ, то к этой части нельзя привязывать связью другой образ. В этом случае – предыдущий будет стерт из памяти.

Образы следует соединять так, чтобы их можно было обвести непрерывной линией по контуру. Другими словами, связанные образы должны обязательно соприкасаться друг с другом.

Если образы трудно объединить, их следует всячески подгонять друг к другу с помощью мыслительных операций вращения, приближения (удаления), видоизменения, упрощения. В воображении можно соединить любые образы.

В образованной ассоциации всегда должны быть четко видны все входящие в нее образы. Нельзя прятать один образ за другой образ или представлять один образ внутри другого закрытого.

Лучше, чтобы образ, который нужно запомнить (в нашем случае лук, хлеб и т.д.) находился либо сверху, либо справа от опорного образа (в нашем случае это предметы в квартире), либо проникал в него.

В процессе создания связи, образы в вашем воображении могут находиться в движении. После того, как образы соединены, прекратите мыслительные манипуляции с ними и зафиксируйте свое внимание на получившейся "картинке".

Помните, вы должны соединять каждую пару образов отдельно, эти два образа должны занимать все пространство вашего воображения. После того, как вы зафиксировали связь образов (например, лук на телевизоре, при этом лук по размеру должен быть одинаков с телевизором), переходите к следующей связи. Вообще, на образование одной связи отводится в среднем 3-6 секунд. То есть вы соединили образы и удерживаете их в своем воображении 3-6 секунд, а далее переходите к следующей связи. И уже после образования всех связей вы мысленно проходите по своей комнате и припоминаете все запомненные связи. Все, дело сделано!

Теперь, когда вы пойдете в магазин, просто мысленно пройдите по своей комнате и вспомните все, что нужно купить.

Обратите внимание, что вместо комнаты и предметов в ней в качестве опорных образов вы можете выбрать дорогу, по которой вы часто ходите в школу, на работу и т.д. Все объекты по этой дороге (дома, магазины, кафе, парикмахерские) фиксированы и тоже могут выступать в качестве опорных образов. Затем, когда вы купите все, что нужно, просто мысленно очистите дорогу или предметы в комнате, чтобы в следующий раз использовать их по новой.

С помощью метода Цицерона (или метода мест) можно запоминать не только список покупок, но и порядок абзацев в параграфе (для каждого абзаца нужно придумать свой образ и связать его с опорным образом), порядок четверостиший в какой-нибудь поэме, географические названия (список самых крупных рек, озер и т.д.).

Необходимо сказать, что этим методом часто пользуются участники чемпионатов мира по памяти! Только у них предметов в их «комнатах» больше, плюс сами предметы они в своей голове разбирают на составляющие, чтобы была возможность навесить еще больше информации. Представьте магнитофон. Ведь он состоит из множества деталей: динамики, кнопки, дисковод, отделение для кассет и т.д. На эти детали тоже можно вешать информацию, что значительно повышает «вместимость» памяти.

Единственный недостаток этого метода в том, что каждый раз записывая на опорные образы новую информацию, вы стираете старую. Поэтому метод Цицерона в основном используется для кратковременного запоминания. Если вы хотите запомнить точную информацию «всерьез и надолго», то либо вы должны использовать вашу квартиру и предметы в ней один раз, либо искать другие методы.

Например, вы можете сочинить какую-нибудь забавную историю, «главными героями» которой будут образы из списка покупок. Еще раз напоминаю список покупок: лук, хлеб, масло, макароны, сахар, мыло, порошок, книга, ручка, перчатки. Итак, представьте, что вы участвуете в соревнованиях по стрельбе из ЛУКА, вы – Робин Гуд. Вы съедаете перед соревнованием огромный бутерброд: ХЛЕБ с МАСЛОМ, посыпанный ПОРОШКОМ (ощутите вкус, противно? Значит, лучше запомнится!). Вы надеваете САХАРные ПЕРЧАТКИ, натягиваете тетиву, а вместо стрел у вас длинные МАКАРОНЫ. Вы стреляете, стрела летит и протыкает книгу. Восторженная публика закидывает вас РУЧКАМИ. А в качестве приза вам вручают большой кусок МЫЛА.

Представьте эту бредовую историю ярко, детально, особенно образы «главных героев», проговорите ее, и забыть такую несуразицу будет довольно тяжело, особенно если вы будете активно припоминать эту историю в течение 3-4 дней. Чем чаще и больше вы будете припоминать любую образную информацию, тем лучше. Со временем уйдет внутренняя речь, которая сопровождает процесс припоминания, и мозг полностью перестроится на эффективное образное мышление.

Естественно, список покупок в долговременной памяти вам не нужен. Тогда давайте попробуем запомнить с помощью истории хотя бы 10 штатов Америки.

Сначала отберем информацию, то есть штаты. Допустим, это будет Аляска, Вашингтон, Колорадо, Висконсин, Невада, Техас, Флорида, Калифорния, Оклахома, Гавайи.

Во-первых, нам нужно их закодировать в образы. Тут можно использовать разные приемы. Аляску можно закодировать по созвучию: Аляска – коляска. Образ для штата Вашингтон подбирается с помощью приема символизации: Вашингтон – это однодолларовая купюра, на которой, собственно, и изображен Джордж Вашингтон. Тот же прием используется при кодировании штата Колорадо, который просто обязан быть представлен образом колорадского жука. С Висконсином сложнее, так как само название непростое. Здесь при кодировании можно применить два приема. Если вы уверены, что название вы запомните, то закодируйте штат по созвучию – виски. Если же вы не уверены, что запомните название, можно разложить его на составляющие и закодировать их: ВИС – виски, КОН – конфета, СИН – синица. И теперь представляем большую синицу, на голове которой стоит бутылка виски, а под крылом коробка конфет! Это и будет образом штата Висконсин. Приемом слогового кодирования часто пользуются для запоминания сложных терминов. Штат Невада кодируем по созвучию образом невод. Штат Техас у меня ассоциируется с ковбоями, поэтому я бы закодировал его ковбойской шляпой. Штат Флорида это, наверное, цветок (флора). Калифорния – это столица кинематографа, поэтому его кодируем образом кинокамеры. Оклахома у меня ассоциируется с охламоном, он, скорее всего, и будет главным героем истории. А Гавайи – это гавайская гитара!

Что ж, теперь вам домашнее задание – придумать историю!!!!

Примечание: не забудьте в историю вплести основу ассоциацию, то есть образ, который будет символизировать то, что вы запоминаете именно штаты Америки, а не столицы стран Европы. Например, пусть охламон будет путешествовать с американским флагом в руках.

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что с помощью метода Цицерона и странных историй можно запоминать информацию как в хаотичном порядке, так и в строгой последовательности.

Для записи информации в строгой последовательности существует также метод Матрешки. Использование этого метода предполагает «вкладывание» одного образа в другой. В качестве примера возьмем наши штаты Америки. Итак, допустим, первой идет Аляска. Представляем ее коляской. А в колесо коляски вкладываем маленький образ штата Вашингтон – однодолларовую купюру. Мысленно увеличиваем колесо, представляем крупно однодолларовую купюру и на голову Джорджу Вашингтону «сажаем» небольшого колорадского жука (штат Колорадо). Теперь увеличиваем мысленно колорадского жука, а на него помещаем маленькую бутылку виски (штат Висконсин). Увеличиваем этикетку и помещаем туда невод (штат Невада). И так далее. Этот метод требует доведенной до автоматизма операции увеличения образов.

Напоминаю, при использовании любого из методов запоминания активно припоминайте материал 3-4 дня и старайтесь использовать его. Если вы увидели в новостях, что по штату Техас пронесся торнадо, вспомните, как вы его закодировали, вспомните всю историю. Это касается любой запоминаемой информации: находите любые поводы припомнить ее!

Идем дальше! Напомню, что мы говорим о том, как запомнить несвязную или абстрактную информацию. Связную информацию необходимо запоминать с помощью грамотной организации и проработки материала, вплетения его в уже имеющуюся сеть ассоциаций. Запоминать несвязную или абстрактную информацию сложнее, но не менее увлекательно.

Довольно сложно, например, запоминаются цифры. Но есть несколько способов запомнить их раз и навсегда.

Один из самых простых способов: представить цифру, крупно написанную красной краской на белой стене, проговорить ее и как-то прокомментировать. И потом, если вы хотите запомнить ее надолго, припоминать ее 3-4 дня, а затем раз в месяц. И не забываем ЗАХОТЕТЬ запомнить цифру. Недостаток этого метода в том, что представляем мы все-таки цифры, а не образы.

Хорошо помогает связь цифры с уже знакомыми вам цифрами или датами. Понятно, что мне легко будет запомнить цифры 0411, потому что это дата моего рождения. Индивидуальные ассоциации часто используются для запоминания несвязной информации.

Хорошо запоминаются «легкие» номера телефонов. 35-35-50, 89123454545 и т.д. Эти цифры уже как-то организованы, там уже заложена связь.

В запоминании номеров хорошо помогают математические забавы, то есть поиск каких-то закономерностей внутри самих номеров. Например, номер 24-12-06 запомнить легко: 24 в два раза больше 12, а 12 в два раза больше 6!

Итак, эти методы можно отнести к естественным методам запоминания чисел. Они хороши, когда числа короткие, когда их немного. Но если речь идет о цифрах длинных, о больших последовательностях цифр, то естественных методов недостаточно.

Метод согласных.

Каждой цифре вы приписываете одну или пару согласных букв, а затем из этих букв составляете слова, из которых можно составить фразы, предложения и целые истории! Например, мировой рекордсмен по запоминанию Вильфред Поссин предлагает следующие соответствия. Внимание, каждой цифре в некоторых случаях соответствуют две парные согласные буквы, чтобы увеличить возможность составления слов.

Цифра 0 – согласные С или З (С чем-то похожа на 0, а З – это зеро в казино)

1 – Т (похожа на 1) или Д

2 – Н (две вертикальных палочки)

3 – М (поверните М на 90 градусов и получите 3)

4 – Р (чем-то похожи)

5 – Л (римская цифра 50 обозначается буквой Л)

6 – Ш (с нее начинается слово «шесть») или Ж

7 – Г (симметричны) или К

8 – В (похожи) или Ф

9 – Б (переверните Б на 180 градусов) или П

Выучите эти соответствия наизусть. Оставшиеся согласные с цифрами не связываются. Гласные нужны для связи букв в слова. Две подряд стоящие одинаковые согласные считаются одной (касса = каСа).

Теперь, если вы хотите, например, запомнить цифры числа пи, просто составляйте слова из нужных букв, представляйте образы, делайте историю.

Итак, число пи = 3,14159265358979…

314 – МоТоР, 1592 – тюльпан, 653 – шлем, 58 – лава, 979 - пикап и т.д.

Колесо (как символ окружности и соответственно числа пи) мы мысленно соединяем с мотором, из которого торчит тюльпан. Этот тюльпан мы выдергиваем и крепим на шлем, мы видим перед собой горящую лаву, но, собравшись с мужеством, садимся в пикап и едем по ней!

Запомните эту историю и ее отдельные образы. Постарайтесь по образам вспомнить цифры. И естественно, активно припоминаем историю 3-4 дня и по возможности используем.

Вильфред Поссин предлагает систему образных кодов для цифр от 01 до 99 в книге «Как развить суперпамять». Цифре 57, например, соответствуют образы «ЛуК, ЛыКо, ЛаК». В этой же книге Поссин предлагает ряд примеров кодирования различной цифровой информации.

Например, нам нужно запомнить номер телефона какого-нибудь почтового отделения – 947927. Представляем себе почтовое отделение – это основа ассоциации (как колесо в числе пи). Справа от почты представляем образ парка (ПаРК - 947), а слева – образ банка (БаНК - 927).

Давайте попробуем закодировать годы правления Петра – 1682-1725. Нужно придумать образ для Петра I. Я предлагаю образ окна, которое Петр «прорубил» в Европу. На левой створке окна мы «крепим» туш (16), а рядом с тушью ставим ванну (82). На правой створке окна мы вешаем тогу (17), а рядом – НЛО (25). Образ окна должен быть большой. Он – основа. Образы туши, ванны, тоги и НЛО должны быть средними, так как они являются образными кодами.

В принципе, можно придумать и забавную историю о том, как Петр подвел тушью глаза, залез в ванну, помылся, одел тогу и увидел НЛО!

Теперь давайте попытаемся запомнить следующую информацию: самый высокий водопад в мире – водопад Анхель, он находится в Венесуэле и его высота 1054 метра.

При отборе информации можно не брать в расчет фразу «самый высокий водопад в мире» - это и так подразумевается. Водопад – это открытый кран, из которого льется вода. Вода льется в таз (10), в тазе сидит ангел (Анхель), играющий на лире (54). У ангела очень хорошо видны вены (Венесуэла), что очень хорошо запомнится, так как в живописи ангелов в основном рисуют «белыми и пушистыми».

К сожалению, метод Поссина не предлагает развернутой системы образов от 100 до 999. Его буквенно-цифровую кодировку сложно использовать для обозначения, например, числа 682. Сложно составить нормальное слово-образ из букв ШЖ ВФ Н. Хотя нет, есть слово ШиФоН, а есть ШиФоНьер, в котором мы просто не будем учитывать последнюю букву. В общем, при наличии фантазии можно закодировать любое трехзначное число.

Более развернутую систему образов предлагает система Джордано, автором которой является Владимир Козаренко http://mnemonikon.ru/members/spr_f.htm.

В этой системе кодируются не только числа, но и дни недели, месяцы, буквы русского и английского алфавита (на случай, если в состав какого-нибудь кода или пароля входят и цифры, и буквы), игральные карты и т.д. К сожалению, кодировка цифр буквами не совсем понятна (почему 1 – ГЖ, а 2 – ДТ???), но в данном случае соответствия нужно просто запомнить.

Вот некоторые рекомендации автора системы по использованию образных кодов.

Помните, кодированию в образные коды подлежат ЛЮБЫЕ ЧАСТО ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ ЭЛЕМЕНТЫ ИНФОРМАЦИИ. Заранее невозможно сказать, какие образные коды понадобятся именно вам. Если вы юрист, то вам придется составить образные коды на часто встречающиеся юридические понятия. Если вы химик, то нужно будет подобрать образные коды на химические вещества. Но есть и образные коды, которые могут пригодиться всем, например, образные коды для дней недели, месяцев, цифр.

Важно!

Нельзя обозначать названия месяцев образными кодами двузначных чисел (01-12), это приведет к путанице при припоминании! Это грубая ошибка.

Так как образные коды дней недели, названий месяцев и чисел часто встречаются в датах, то они НЕ ДОЛЖНЫ СОДЕРЖАТЬ ОДИНАКОВЫХ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ. То есть вся система образных кодов должны быть согласована.

Например, если для обозначения воскресенья использовано слово ВеСы, это слово (образ) не может быть использовано для обозначения числа 87 – ВФ СЗ (такие буквы предлагает автор для кодирования цифр 8 и 7).

Как видите, составление согласованной СИСТЕМЫ ОБРАЗНЫХ КОДОВ – дело трудное. Вы можете составить свою систему образных кодов. Но, возможно, вам будет проще взять предлагаемый Козаренко справочник за основу и сразу заменить в нем непонятные слова http://mnemonikon.ru/members/spr_f.htm .

А вот как Козаренко предлагает закодировать, к примеру, телефон магазина «Березка» 301-90-83. Вы представляете березу, на ее стволе КНиГа (301), на ветвях – РюМка (90), а на вершине – ВаКса (83). Надо заметить, что Козаренко считает, что в слове-образе могут содержаться и «лишние» буквы. Просто значимые буквы должны быть первыми в слове. Остальные согласные буквы игнорируются. Это замечание можно применить и к системе образных кодов Поссина.

Очень часто попадаются такие комбинации букв, что по ним невозможно подобрать слова – таких слов просто нет в русском языке. Например, ЧЩ ЧЩ ЧЩ (444).

Тогда необходимо подобрать зрительный образ, который обозначается двумя словами – прилагательным и существительным. В этом случае значимыми будут: первая согласная буква в прилагательном и две первые согласные буквы в существительном.

846 – ВФ ЧЩ ШЛ – ВЧШ – Вязаный ЧуЛок

В редких случаях, когда попадается совершенно неудобное сочетание согласных букв, возможны нестандартные способы кодирования. Такие образы необходимо просто запомнить.

497 – ЧЩ РЦ СЗ – ЧРС – ЧеРная роЗа

Это замечание также можно применить и к системе образных кодов Поссина.

 

Список литературы:

1. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». – М.: 2007.

2. Лапп Даниэль. Искусство помнить и забывать. – СПб: «Питер», 1995.

3. Поссин Вильфред. Как развить суперпамять. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.

4. Солсо Роберт. Когнитивная психология. – СПб: «Питер», 1995.

Сайты:

http://mnemonikon.ru/

Документальные фильмы:

1. Большой скачок. Супермозг. Джунгли памяти. https://www.youtube.com/watch?v=NTrG2k4D4dE

2. Большой скачаок. Супермозг. Фильм 2. https://www.youtube.com/watch?v=MNJg3gmx23s

3. Фильм из цикла «Горизонт» компании ВВС «Как работает наша память»

https://www.youtube.com/watch?v=tiQZ8YWCZko

4. Константин Анохин. Современные исследования памяти. https://www.youtube.com/watch?v=QPVBrtmkfAw


 

 

 

 

 

 

 

 


Вернуться
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.