Афоризмы - лекарство для души
Only the educated are free. Epictetus
специальное предложение
Мы предлагаем 5% скидку на обучение двум и более детям из одной семьи. В связи с десятилетием нашей школы в этом учебном году стандартные материалы для обучения предоставляются бесплатно.

Эффективная память. Часть 2

12-03-2014, 22:31

Теперь перейдем непосредственно к английскому языку и посмотрим, как работают рекомендации ученых при запоминании, например, новых слов. Как обычно ученики запоминают новые слова? Очень просто: берут список слов и механически заучивают. Наиболее трудолюбивые еще и прописывают слова, что, безусловно, увеличивает эффективность запоминания. Но даже в этом случае ученики далеко не полностью используют возможности своей памяти. Мы же попытаемся научиться запоминать правильно.

1. Обязательно сделайте себе хорошее боевое настроение (это увеличит эффективность запоминания).

2. ЗАХОТИТЕ выучить слово. Поймите, каждое новое слово делает ваш словарный запас богаче. С каждым новым словом вы можете сказать и понять больше. Словарный запас, между прочим, напрямую влияет на память. Чем больше слов вы знаете, тем больше ассоциаций вы можете создать, тем лучше вы можете описать предмет или ситуацию, что сильно помогает запоминанию. Это касается не только английского, но и родного языка.

3. Возьмите паузу.

4. Сконцентрируйтесь.

5. Слово легко запомнить, если оно похоже на русское. Вряд ли у кого-то есть проблемы с запоминанием слова . Здесь ассоциации формируются сами собой. Мы будем рассматривать более сложные случаи.

6. Проговорите слово, обращая внимание на ударение.

7. Проговаривая слово, одновременно представьте образ, который соответствует слову. Образ должен отражать и звучание, и смысл слова. Например, чтобы выучить слово lame (хромой), я предлагаю представить ламу (животное) с костылем. Лама будет нести на себе звучание слово, а костыль – смысл! Если слово длинное, то можно разбить его на части или слоги. Слово penmanship (чистописание, каллиграфия) я предлагаю разбить на три части: pen - ручка, man - мужчина, ship - корабль. И теперь необходимо представить, как на корабле стоит китайский мужчина и огромной ручкой выводит китайские иероглифы. Причем здесь Китай? Очень просто: искусство каллиграфии в Китае считается традиционно очень важным. Естественно, вы можете придумывать свои собственные образы и ассоциации. Главное, чтобы они отражали и звучание, и значение слова! Хотя и здесь все сугубо индивидуально.

8. Придуманный образ должен быть крупным, детальным, цветным и объемным. Желательно, чтобы образ вызывал эмоции, был необычным. Все нейтральное - враг памяти!

9. Привлекайте к запоминанию различные органы чувств и виды памяти. Ощутите слово или образ, понюхайте, увидьте, услышьте, потрогайте; определите, что вам нравится в слове или не нравится, почему. В общем, проработайте слово. Все это реально поможет. Например, один мой друг рассказывал, как он запоминал слово «капучино» (тогда, в девяностые годы, оно не было таким известным). Он разложил его на три составляющие: ка – это car (машина), пу - это poor (бедный), чино - это China (Китай). Получился образ – машина бедного китайца. Представьте шикарную Феррари, за рулем которой сидит беззубый вонючий китаец в лохмотьях и пьет кофе – и вы вряд ли когда-нибудь забудете это слово.

10. Нарисуйте образ, сделайте аватарку в словаре, используйте наглядность.

11. Напишите слово. На бумаге и в своей голове. Представьте образ, на котором вы пишите слово. Обращайте внимание на трудности в написании, как-то выделяйте их для себя. Например, в слове cigarettes две t. Представьте, что вы заикаетесь.

12. Прокомментируйте слово, которое нужно запомнить. Например, недавно я узнал новое слово rocker jockey. Оказалось, что так называют человека, который постоянно сидит в кресле-качалке. Я прокомментировал: «Классное слово, – кресло-качалка, – жокей, наездник. И рифмуется, и образно, надо запомнить». Теперь я так называю учеников, которые норовят покачаться на стульях!

13. Разберите слово на составляющие, если это возможно. Обратите внимание на словообразовательные элементы (приставка, корень, суффикс, окончание), прокомментируйте, если в слове есть что-то интересное с точки зрения словообразования. Например, простое слово famous (известный) можно разложить на два слова: fame - слава и ous – часто встречающийся суффикс для образования прилагательных. Подумайте о других словах со сходным словообразованием. Чем больше ассоциаций, тем лучше!

14. Вспомните синонимы и антонимы к запоминаемому слову, дополнительные ассоциации помогут запомнить слово лучше.

15. Если есть возможность зарифмовать это слово с каким-нибудь другим, придумать забавный стишок, увязать с каким-нибудь рекламным слоганом, сделайте это. Все, что рифмовано и «ритмовано», запоминается легче. Поэтому в запоминании слов хорошо помогают песни. Типичный пример – слово umbrella, которое часто запоминают с помощью известной песни певицы Rihanna. Главное – работать с песней правильно: много слушать, обязательно переводить и запоминать понравившиеся слова и фразы.

16. Активно используйте киноматериал. Слова и фразы в фильмах произносятся в определенных ситуациях, в определенных контекстах. Учитывая то, что кино – это хорошо запоминаемая образная информация, слова и фразы при хорошей проработке материала легко запомнятся. Типичный пример – фраза Терминатора «I'll be back», которую знают даже те, кто не владеет английским. Внимание: обязательно хорошо запомните ситуацию, в которой произносится слово/фраза/предложение (вплоть до интонации и мимики героев!).

17. Если вы запоминаете отдельное слово, попридумывайте с ним предложения, фразы. Если вы берете слово из предложения, обязательно обратите внимание, как оно в нем работает: с какими предлогами употребляется, с какими частями речи рядом стоит.

18. Слова можно запоминать и отдельно, и во фразе или предложении. Недавно я запомнил фразу take an oath – приносить присягу, давать клятву. Я знал первое слово, мне нужно было закодировать звучание второго и общий смысл фразы. Я представил себе рыцаря, стоящего на одном колене, дающего клятву. А в руке у него огромный нос, так как слова «an oath» и «нос» сходны по звучанию. Можно представить, как кто-то дает рыцарю большой нос, мол, возьми его (take). А есть фразы и предложения, в которых известны все входящие в них слова, но вместе они дают новое значение. Например, когда я запоминал предложение You’reover the hill, я знал, что hill – это «холм», а over - через. Однако все предложение переводится «Ты уже отжил свое». Я представил холм, по одну сторону которого стоит молодой человек, а по другую – уже старый. Такая вот философская картинка. Вообще, фразы и предложения дают больше ассоциаций. К тому же, в речи слова отдельно используются редко, все-таки мы говорим фразами и предложениями.

19. И последнее: не бойтесь экспериментировать! Придумывайте образы, которые удобно запомнить именно вам. Отпустите фантазию, мыслите нестандартно! Это – ключ к успеху!

Итак, вы запомнили слово. Теперь крайне необходимо делать три вещи: повторять, отмечать его в текстах, видео и т.д., и использовать в речи!

Повторять значит - припоминать! Это довольно легко. Как только есть свободная минута, припоминайте образы, которые создали. Вообще, на своем опыте могу сказать, что хорошо записанная в мозг информация, которую вы хорошо проработали и хотите запомнить, зачастую будет сама всплывать у вас в голове в течение дня. Активно припоминайте новые слова 3-4 дня, затем припоминать можно не так часто, но не реже одного раза в месяц. Помните, в повторении информации нужно тренироваться так же тщательно, как в ее запоминании.

Замечайте и обращайте пристальное внимание на запомненные слова в текстах, аудио- и видеоматериалах. Для этого, естественно, нужно больше читать, слушать и смотреть на английском языке. Ученые говорят, что слово окончательно запоминается тогда, когда встретилось в 6-ти разных контекстах.

И наконец, используйте новые слова в речи! Больше говорите. Ставьте себе перед уроком задачу: употребить как минимум 5 слов-фраз в разговоре.

Выучив ряд слов, составьте из них забавный рассказ, дайте мне на проверку и после этого запомните рассказ (естественно, с помощью образов). Это также очень полезное упражнение. 

Для проверки качества запоминания иностранных слов, напишите их на карточках. Это нужно для быстрого получения случайной последовательности элементов. Затем выбрасывайте карточки на стол по одной и переводите слова с русского на английский или с английского на русский. Следите за тем, как быстро осуществляется процесс перевода. Если вы можете переводить слова, следующие в случайном порядке со скоростью 1 секунда на слово – эти слова закреплены в памяти, и они не забудутся. Если вы задумались над очередной карточкой – это слово не закреплено, значит, нужно с ним еще поработать.

Что касается запоминания правил, то здесь можно пользоваться общими рекомендациями по запоминанию. Главное – сделать себе хорошее настроение, захотеть, расслабиться и сконцентрироваться, полностью понять материал, разложить его по полочкам в своей голове (организовать), изучить и понять примеры, вплести новые знания в уже имеющиеся, создать в голове яркие образные ассоциации и запомнить их, часто повторять (припоминать), находить примеры использования правил в текстах, аудио- и видеоматериалах, использовать в речи.

Превращайте правила в стишки (пусть даже глупые), в забавные истории, пользуйтесь песнями, в общем, используйте все возможные способы и ассоциации для запоминания. Так интереснее, веселее и главное – эффективнее!

 

 


Список литературы:

1. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». – М.: 2007.

2. Лапп Даниэль. Искусство помнить и забывать. – СПб: «Питер», 1995.

3. Поссин Вильфред. Как развить суперпамять. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.

4. Солсо Роберт. Когнитивная психология. – СПб: «Питер», 1995.

Сайты:

http://mnemonikon.ru/

Документальные фильмы:

1. Большой скачок. Супермозг. Джунгли памяти. https://www.youtube.com/watch?v=NTrG2k4D4dE

2. Большой скачаок. Супермозг. Фильм 2. https://www.youtube.com/watch?v=MNJg3gmx23s

3. Фильм из цикла «Горизонт» компании ВВС «Как работает наша память»

https://www.youtube.com/watch?v=tiQZ8YWCZko

4. Константин Анохин. Современные исследования памяти. https://www.youtube.com/watch?v=QPVBrtmkfAw

Вернуться
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.