Афоризмы - лекарство для души
Only the educated are free. Epictetus
специальное предложение
Мы предлагаем 5% скидку на обучение двум и более детям из одной семьи. В связи с десятилетием нашей школы в этом учебном году стандартные материалы для обучения предоставляются бесплатно.

Эффективная память. Часть 1

11-03-2014, 20:17

Что такое память? Па́мять— это одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная записывать, сохранять и воспроизводить информацию. Цель моей лекции – обучить вас использовать вашу память как можно более эффективно. То, что я вам расскажу, может круто изменить вашу жизнь, если вы этого захотите. Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны. На примере памяти, я покажу вам, как работает ваш мозг, и помогу вам использовать этот мощнейший компьютер как можно более эффективно!

Память можно и нужно развивать. Развивая память, вы разовьете и другие способности: воображение, внимательность, наблюдательность, способность анализировать и т.д. Вообще, наш мозг это своего рода мышца. Если вы его тренируете, то он развивается, если нет, то мозг атрофируется, и человек просто тупеет. Если вы тренируете мозг быстро и правильно считать в уме, он научится. Если вы тренируете его на изучение иностранных языков, мозг будет щелкать языки как орешки. Главное – постоянная тренировка! Да, естественно, генетически, от природы, у каждого разные способности. Кто-то будет прогрессировать быстрее, кто-то медленнее, но важно, что прогресс обязательно будет!

Итак, в памяти происходят следующие процессы: запоминание, хранение, воспроизведение или узнавание.

Начнем по порядку.

Как происходит запоминание? Ученые спорят до сих пор. Единого мнения нет. Очень тяжело проникнуть в мозг человека, в его мысли. Но давайте попробуем. Допустим, человек что-то видит, сигнал поступает из глаз по зрительному нерву в мозг, там информация каким-то образом кодируется и помещается в область кратковременной памяти. Она там находится около часа и затем, если человеку она не нужна, постепенно стирается. Через 48 часов в памяти остается 20% записанного. В лучшем случае. Так что можно сказать, что для человека нормально забывать 80% информации, воспринимаемой пассивно, особенно если в течение суток после записи к ней не возвращались.

Ученые заметили следующее: как вы информацию запишите, так вы ее и воспроизведете. Если вам неинтересно, если вы невнимательны, несосредоточены, если вы считаете, что информация вам не нужна, если вы не хотите ее запомнить – то вы и не запомните! Если же вы сконцентрированы, если вам интересно и вы реально хотите запомнить, ваши шансы на качественную запись информации повышаются. А если вы в течение 3-4 дней после записи будете регулярно повторять и использовать информацию, то ваш мозг переведет ее из кратковременной в долговременную память. А значит, шансы на пожизненное сохранение информации в памяти опять-таки повышаются.

Естественно, на качество запоминания влияет характер информации. Информация бывает конкретной и абстрактной, более-менее связной (например, параграф учебника) и несвязной вообще никак (например, номера телефонов). Для начала мы с вами научимся запоминать связную информацию, это проще.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАПОМИНАНИЮ СВЯЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Итак, перейдем к общим рекомендациям по запоминанию связной информации.

1. СДЕЛАЙТЕ себе ХОРОШЕЕ боевое НАСТРОЕНИЕ! Как ни странно, это очень важно. Ученые заметили, что плохое настроение, депрессивное состояние, беспокойство, волнение, усталость, нежелание создают так называемый «эмоциональный фильтр», который значительно снижает эффективность запоминания.

2. ЗАХОТИТЕ ее запомнить! У вас должна быть мотивация запомнить, иначе ваш мозг посчитает информацию ненужной. Вы должны четко понимать, зачем вам это нужно.

3. ОТБЕРИТЕ важную информацию, которую нужно запомнить. Определите, на какое время ее нужно запомнить.

4. ОЦЕНИТЕ важность информации. Дайте себе психологическую установку: «Эта информация важна для меня, и я ее запомню». Для точной записи информации мозг должен получить прямые сознательные команды.

5. ВОЗЬМИТЕ ПАУЗУ. Соберитесь с мыслями.

6. СКОНЦЕНТРИРУЙТЕСЬ! Внимание – крайне важно!!! Но при этом будьте спокойны и расслаблены. Уберите отвлекающие факторы. Задайте себе вопросы: «Могу ли я так изменить ситуацию, чтобы исчезло то, что меня отвлекает? Могу ли я изменить ситуацию и сделать так, чтобы быть подальше от того, что меня отвлекает? Могу ли я изменить отношение к ситуации, чтобы воспринимать ее не как помеху?». Для запоминания плохо, когда вас торопят, когда отвлекают, когда давят внешние обстоятельства, когда перебивают, когда вас переполняют чувства, когда вы поглощены работой или размышлением, когда вы устали или хотите спать, когда вы делаете что-то на автомате, когда не понимаете смысла воспринимаемой информации.

7. ОРГАНИЗУЙТЕ материал. Необходимо проанализировать и систематизировать информацию, которую вы хотите запомнить. Что такое систематизировать? Это разложить на составляющие части, связать их логически или объединить эти части по определенному признаку. Если это касается, например, какого-нибудь параграфа, то вы должны выделить самые важные части и установить связи между этими важными частями. Внимание: в изучаемом материале вам должны быть понятны значения абсолютно всех слов! Любой непонятный термин нарушит запоминаемые связи.

8. ПРЕДСТАВЬТЕ полученный «пересказ» ОБРАЗНО. Помните: ваш мозг лучше всего приспособлен запоминать образную информацию!!! Именно поэтому для хорошей памяти важно развивать воображение и образное мышление. И именно поэтому, если в вашем параграфе встречаются абстрактные понятия, вам нужно их конкретизировать, то есть, создать для этих понятий образы и запомнить их.

9. РИСУЙТЕ схемы, таблицы, все, что поможет сделать материал более наглядным.

10. ПРИВЛЕКАЙТЕ к запоминанию РАЗНЫЕ ОРГАНЫ ЧУВСТВ: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Это очень важно! Чем больше чувств задействовано в запоминании, тем лучше информация запомнится.

11. ЗАДЕЙСТВУЙТЕ РАЗНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИ. Люди помнят: 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% услышанного и увиденного одновременно, 70% того, что говорят, 90% того, что говорят и делают одновременно.

12. Придайте информации какую-то ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ окраску. Все нейтральное – враг памяти! При этом не переусердствуйте. Помните: вам нужно оставаться спокойным и расслабленным. Эмоциональной должна быть информация, а не вы.

13. СВЯЖИТЕ новый материал С уже ИМЕЮЩИМИСЯ у вас ЗНАНИЯМИ! Встройте новый материал в вашу систему знаний. Создайте ассоциации. Это крайне важно! Помните: ваш мозг приспособлен запоминать ассоциации!!! Именно поэтому у образованных людей память развита лучше, чем у малознающих. Просто у тех, кто много знает, значительно больше возможностей образовывать ассоциации. Широкая сеть ассоциаций – ключ к хорошей памяти.

14. ПРОРАБОТАЙТЕ информацию для запоминания ВЕРБАЛЬНО (с помощью говорения), то есть перескажите ее или хотя бы прокомментируйте. Задайте себе вопросы по изученному материалу и ответьте на них. Рассказывая, представляйте не текст, а образы! Расскажите и о том, как связана новая информация со старой, какие ассоциации вызывает у вас новый материал.

15. РАССКАЖИТЕ то, что запомнили, кому-нибудь. Обсудите с кем-нибудь. Научите кого-нибудь.

Итак, это основные рекомендации по запоминанию. Выполняя их, ваши шансы запомнить информацию хорошо и надолго значительно повышаются. И помните: нельзя сохранить в памяти информацию, которую вы забыли хорошо проработать. Без должной проработки материала след в памяти будет некачественным и скоро сотрется. Только последовательное накопление знаний дает возможность хорошо усваивать новые элементы. Лучше всего учить понемногу каждый день, обдумывать и отфильтровывать нужный материал, повторяя его несколько раз в разных контекстах (ситуациях), чем начинать зубрить учебники за день до экзамена. Зубрежка и механическое повторение обеспечивают лишь кратковременное запоминание – да и то, если ваш мозг хорошо отдохнул от этого.

Наверное, поначалу следовать всем рекомендациям по запоминанию будет тяжеловато, это будет занимать больше времени, но скоро это войдет в привычку, и ваша память будет работать как автомат! Главное – упорство и тренировки.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ

Этап второй – сохранение информации. Здесь все просто. Для того чтобы перевести информацию из области кратковременной памяти в долговременную, ее нужно постоянно повторять и использовать! После первичного запоминания нужно повторять информацию регулярно 3-4 дня. Затем интервал повторения можно увеличивать, но все равно повторять материал необходимо не менее одного раза в месяц! Внимание: лучший способ повторение – это мысленное припоминание!!! В любое свободное время, с закрытыми или открытыми глазами, через различные ассоциации – припоминайте! Повторять материал при помощи таблиц, книг и т. д. можно только в том случае, если материал не вспоминается вообще. Это значит, что, скорее всего, материал был запомнен плохо, и информацию нужно перезаписать, то есть, еще раз качественно запомнить!

Один из лучших способов повторения – это использование материала на практике. Тем более это касается английского языка!

И еще раз: повторение (то есть припоминание) и использование! По-другому запомнить надолго невозможно!!!

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ

Итак, вы запомнили информацию, повторяли (припоминали) и использовали ее, осталось вспомнить эту информацию в нужный момент. Если вы правильно выполнили все рекомендации, описанные выше, то никаких трудностей по воспроизведению или узнаванию записанного материала быть не должно. Однако иногда случаются ситуации, когда не можешь вспомнить самые простые очевидные вещи. И здесь главное – не паниковать! Во-первых, необходимо успокоиться. Волнение, как вы помните, плохо влияет на работу мозга. Расслабьтесь. Апокалипсис не случится от того, что вы что-то забыли. Такое бывает. Навязчивые мысли типа «Я должен вспомнить!» делают только хуже. Во-вторых, измените деятельность, переключитесь, отвлекитесь. Если информация записана качественно, она обязательно вспомнится. В-третьих, вспомните ситуацию, в которой вы запоминали. Возможно, это наведет вас на правильный ответ. Если это не помогает, позадавайте себе наводящие вопросы. Правильно поставленные вопросы влекут за собой правильные ответы. Еще один совет: переберите в голове буквы алфавита. В общем, попробуйте не просто вспоминать, а пройтись по ассоциациям.

Все мы когда-нибудь что-нибудь забываем. Это не страшно. Главное – сократить количество таких случаев. Если вы будете следовать рекомендациям по запоминанию, то забывать вы будете все реже, а помнить все чаще.

 

 

Примечание.

Да, необходимо сказать и о том, как не забыть выключить утюг или взять словарь на урок английского. Очень важно избегать автоматизма. Если вы погладили и на автомате выключили утюг, то мозг этого не запомнит, ведь вы не концентрировались на этом. Поэтому, когда вы закончили гладить, четко отметьте для себя: я выключаю утюг. И тогда вы точно не забудете. А чтобы не забыть словарь, просто возьмите себе за привычку класть учебные принадлежности всегда в одно и то же место и перед уходом, даже если вы сильно торопитесь, перепроверять содержимое портфеля. Также в обычных бытовых ситуациях хорошо помогают зрительные подсказки. Если вы хотите не забыть позвонить кому-нибудь, просто положите на видное место свой сотовый. Когда взгляд на него упадет, вы тут же вспомните о звонке. А еще лучше позвоните сразу, чтобы потом не забыть. 

И еще пара советов.

Будьте любознательны! Любознательный человек хочет учиться, ему все интересно, а значит, он хочет запоминать как можно больше. Любознательный человек много знает, а значит, имеет разветвленную сеть ассоциаций, куда легко можно встроить новую информацию.

Будьте наблюдательны! Чем больше вы замечаете, тем больше ассоциаций создаете, а значит, лучше запоминаете.

Возьмите на себя ответственность за свою учебу! Вы должны понимать, что все в жизни зависит от вас. Не нужно сваливать вину на учителей, на родителей, на то, что вам не повезло, или помешали. Все зависит от вас и ваша память тоже.

Будьте упорны и целеустремлены! Если с первого раза запоминать так, как описано здесь, не получается, не расстраивайтесь, это нормально. Учите мозг работать по-новому. Возможно, на это уйдет время, но результат превзойдет ваши ожидания.

Не бойтесь ошибок! Ошибаться – это тоже нормально. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Страх ошибки очень плохо сказывается на работе мозга. Вы начинаете волноваться, нервничать, забывать. Расслабьтесь. Даже если вы разок ошибетесь, мир не рухнет.

Не бойтесь экспериментов со своей памятью! Выдумывайте новые способы запоминания, которые удобны именно вам. Придумывайте нелепые смешные образы и ассоциации. Позвольте своему воображению, своей памяти, и вообще своему мозгу работать на полную катушку безо всяких ограничений.

Правильно питайтесь! На работу мозга положительно влияет рыба, орехи, овощи и фрукты, мед, горький шоколад, кисломолочные продукты, злаки и бобовые. Делайте свой рацион разнообразным – и будет вашему мозгу счастье! Да, и не забывайте про обычную воду! Она очень важна. Возьмите за правило, если вы заняты умственной деятельностью, обязательно выпивать воду.

И последний совет: старайтесь соблюдать режим дня. Уставший мозг не лучший инструмент для запоминания. Период максимальной концентрации у человека в среднем 20 минут, затем наступает спад. Поэтому учитесь расслабляться. Нельзя перегружать мозг, надо давать ему отдохнуть: сделать небольшой перерыв, перекусить, попить воды, поспать 20 минут, сменить деятельность. Совет: перед экзаменом хорошо поспите и дайте мозгу возможность обработать информацию.

ЭФФЕКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ

Высокоэффективное чтение предполагает умение:

- игнорировать маловажную информацию;

- пересказывать текст своими словами;

- выбирать в тексте предложение с основным смыслом или составлять его;

- пересказывать кратко;

- по прочтении возвращаться к неясным местам и перечитывать;

- извлекать из памяти информацию, дополняющую текст, то есть личные ассоциации;

- достигать полного понимания, то есть уточнять информацию (в словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.), задавать вопросы, обсуждать.

Комментировать прочитанное и обобщать материал необходимо сразу после прочтения материала. Регулярное припоминание позволит сохранить в памяти максимально возможный объем информации.

При таком направленном чтении шансы на эффективное запоминание прочитанного повышаются в разы.

Список литературы:

Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». – М.: 2007.

Лапп Даниэль. Искусство помнить и забывать. – СПб: «Питер», 1995.

Поссин Вильфред. Как развить суперпамять. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.

Солсо Роберт. Когнитивная психология. – СПб: «Питер», 1995.

Сайты:

http://mnemonikon.ru/

Документальные фильмы:

Большой скачок. Супермозг. Джунгли памяти. https://www.youtube.com/watch?v=NTrG2k4D4dE

Большой скачаок. Супермозг. Фильм 2. https://www.youtube.com/watch?v=MNJg3gmx23s

Фильм из цикла «Горизонт» компании ВВС «Как работает наша память»

https://www.youtube.com/watch?v=tiQZ8YWCZko

Константин Анохин. Современные исследования памяти. https://www.youtube.com/watch?v=QPVBrtmkfAw

 


 

 

 


 


 




 

 

Вернуться
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.